Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. С первых дней жизни ребёнка в детском саду воспитатели большое внимание уделяют формированию культурно-гигиенических навыков. В игровой форме идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, привитие трудовых навыков, коммуникации, "вхождения" его в мир взрослых.
В целях усвоения ребенком раннего возраста культурно-гигиенических навыков мы учитываем его сенсорные и моторные особенности развития.
В ходе привития навыков важно формировать координацию руки и глаза, орудийные действия (пользование ложкой, вилкой, расческой и др.), а также учить его оценивать пространственное расположение предметов по отношению к своему телу. Своевременное привитие детям культурно-гигиенических навыков способствует развитию таких личностных качеств как опрятность, аккуратность, самостоятельность, организованность. Их формирование является начальным этапом становления различных видов детской деятельности. Предметно-развивающая среда, создаваемая в группе в процессе занятий по привитию социально-значимых культурно-гигиенических навыков, вводит ребенка в воображаемую игровую ситуацию и закрепляет их.
Для развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста в группе "Смешарики" воспитатели предлагают детям поиграть в игры. Дети с большим увлечением включаются в игры с водой: «Водичка, водичка», «Вымой ручки», «Мыльные перчатки». Много времени дети проводят в центре воды и усваивают навыки самообслуживания.