В настоящее время самостоятельная деятельность является одним из компонентов образовательного процесса в детском саду.
Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься той или иной деятельностью.
Причем ребенок должен иметь возможность удовлетворить свои интересы и потребности в самостоятельной деятельности, а с другой стороны самостоятельную деятельность педагог организует также для решения образовательных задач программы.
Основным критерием оценки самостоятельной игровой деятельности воспитанников должно быть игровое поведение, способы распространения игры, умение ребенка, в зависимости от собственного замысла, включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события.
Сегодня ребята старшей группы во время прогулки проявили инициативу подбору и придумыванию разнообразных игр. Дети сами придумывали названия своим играм, умело объясняли правила (каждый стремился вложить что-то свое). Этот вид деятельности у детей способствует развитию творческого воображения, мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).